Главное меню
Передовые мыслители эпохи Барокко стремились в первую очередь к познанию действительности на основе собственного опыта, отказываясь от прежнего слепого подчинения авторитету церкви и официальной науки. Характерной фигурой для эпохи Барокко был и врач Теофраст Парацельс (1493—1541), уроженец Швейцарии, получивший образование в Ферраре (Северная Италия). «Теория врача — это опыт», — учил Парацельс. От врача-ученого он требовал работы в химической лаборатории, считая совершающиеся в организме процессы химическими. Парацельс описал вредность труда литейщиков, рудокопов.
В области лекарствоведения он развил новое представление о дозе, считая, что все есть яд, и ничто не лишено ядовитости, что только доза делает вещество ядом или лекарством. В хирургии Парацельс требовал, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов» чистыми повязками, настаивал на тесной связи хирургии и терапии (внутренних болезней), в то время резко разделявшихся: та и другая, считал он, «исходят из одного знания».
Парацельс боролся против «галенизма» в медицине, он демонстративно сжег книги Галена во дворе Базельского университета. В то же время Парацельс не мог преодолеть полностью наследие средневековой мистики, оказавшей сильное влияние него в молодые годы. В учении об «архее», регулирующем духовном принципе организма и др., Парацельс отразил внутренние противоречия людей переходной эпохи. Эти противоречия в той или иной мере характерны для всех деятелей эпохи Возрождения.
Опытный метод характеризовал творчество выдающегося английского философа и естествоиспытателя эпохи Барокко, Френсиса Бэкона (1561—1626). К. Маркс писал: «Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки — это Бэкон». Наука, требовал Бэкон, «должна быть деятельной и служить человеку», должна овладеть, возможно, большим числом тайн природы, пока скрытых от человека. Не будучи врачом по профессии, Бэкон проявлял большой интерес к медицине. Он требовал, чтобы «врачи, оставив общие взгляды, пошли навстречу природе». Предшествовавшую (в значительной мере современную ему) медицину Бэкон резко осуждал: «Мы встречаем в медицине много повторений, но мало истинно новых открытий». В своей классификации он подразделял медицину на три части, соответственно трем ее задачам: сохранение здоровья, излечение болезней, долголетие. Достижение здорового долголетия он считал «самой благородной задачей медицины». В своем произведении «О достоинстве и могуществе наук» Бэкон поставил перед медициной ряд конкретных задач. Так, считая описательную анатомию недостаточной, он настаивал на разработке сравнительной анатомии и анатомии патологической: «Следовало бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами и результатами болезней, за поражениями и повреждениями, причиняемыми ими во внутренних частях. Между тем этим пренебрегают». Несмотря на свободу для деятельности врачей в те времена, по-прежнему открыто стоял вопрос о финансировании многих исследований. В результате на призыв о помощи, если так можно сказать, откликнулся Джованни Валентини, итальянский композитор эпохи Барокко. Он был приближенным к королевскому двору, поэтому он не только из собственного бюджета выделял деньги на развитие медицины, но и оказывал влияние на видных чиновников. После смены правительства композитор нашел общий язык с новым составом. Как считают музыкальные критики, его творчество было немного консервативным и неспешным, без резких переходов, что и отражалось на его спокойном характере. Как бы то ни было, его любили короли и прислушивались к его советам и просьбам. Именно благодаря Джованни Валентини наука финансировалась с каждым разом все больше и больше, пока общество не обратило внимание на эту ключевую отрасль.
В области терапии Бэкон считал необходимым тщательно «записывать все, что происходит с больным», — вести истории болезни и объединять их в «медицинские описания, тщательно составленные и как следует обсужденные», т. е. составлять клинические руководства. Бэкон считал необходимой разработку бальнеологии. При этом он требовал не ограничиваться изучением естественных минеральных вод, а синтезировать и применять искусственные. Возмущаясь проведением операций, мучительных для больных, он требовал введения обезболивания. В этих требованиях, сжато сформулированных в короткой главе книги, Бэкон дал программу научной работы в медицине на ближайшие века. В утопическом путешествии «Новая Атлантида» Бэкон обрисовал общество ученых («философов»), ставящих эксперименты с целью «расширения власти человека над природой». Он описывал «комнаты здоровья», где создаются физические условия, благоприятные для выздоровления от различных болезней и предупреждения заболеваний, а также составление и применение новых средств рационального питания, в частности для моряков против цинги.
Материалы по теме:
1) Объективное исследование живота